Советы психолога

Особенности работы с детьми с разными каналами восприятия информации

развернуть

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятсявизуалы, аудиалы, кинестетики. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Длялюдей характерно наличие следующих каналов, по которым они познают мир:

Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.

Характеристика визуалов

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалукрайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.


Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.

Характеристика аудиалов

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и к чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Как работать с детьми-аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Еще аудиалы очень реагируют на тембр голоса, ритм вашей речи. Поэтому хорошо, если педагог во время объяснения новой темы будет выделять интонационно важные моменты и новые правила.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио книгами и аудио курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.


Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.

Характеристика кинестетика

Для кинестетика характерны следующие признаки:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движение и осязание.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Детям, познающим мир тактильным способом, сложно воспринять словесные объяснения учителя. Педагогам приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Крик на таких школьников не действует.

Ребенку с таким типом восприятия очень сложно долго сидеть неподвижно. Надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске.

При объяснении материала помогут жесты, прикосновения. Ребенок отреагирует на замечание учителя, если оно сопровождается мягким прикосновением к плечу.

Такие ученики обучаются посредством памяти. Лучше воспримет тот материал, который был записан.

Практическая деятельность (конструирование, эксперимент) — наиболее продуктивная деятельность на уроке для кинестетика.

Для ученика важна физическая нагрузка. Чем больше он потратит сил, тем успешнее проявит себя в других жизненных сферах.

Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. Какой толк от теоремы? Как она поможет в жизни? Работая с детьми-кинестетиками, нужно дать им ответы на эти вопросы, показать область применения на практике изучаемого материала.

свернуть

Конфликты со сверстниками. Как выйти из конфликтной ситуации?

развернуть

Конфликт — это всегда столкновение разных интересов, взглядов, мнений. Это неизбежное явление в общении между людьми. У каждого — своя правда. А истина, как всегда, где-то посередине. Не стоит рассматривать конфликт как зло. Нужно смотреть на него, как на возможность что-то прояснить в отношениях. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть на конфликтную ситуацию.

Существует несколько сценариев разрешения конфликтной ситуации.

Разошлись, как в море корабли. Бывает так, что лучшим выходом из конфликтной ситуации становится полный разрыв отношений. Когда больше нечего друг другу сказать, люди машут друг другу платочком и расстаются навсегда. Этот факт нужно признать и принять. Единственное условие — расставайся с людьми красиво! Нужно учиться отпускать людей из своей жизни, прощать им и освобождать свои мысли и сердце для чего-то более позитивного.

Побеждает сильнейший! Нередко в конфликте есть победитель и проигравший. Победитель — тот, у кого авторитет, сила воли или нахальство. Он качал свои права и отстоял их в честном (или нечестном) бою. Посмотри на маленьких детей. С ними трудно спорить, лучше дать им то, чего просят. У них своя тактика в конфликте: «хочу и все!» Такие номера в твоем возрасте уже не прокатят. Эх, а хотелось бы ... А кто же такой проигравший? Тот, кто не слишком уверен в себе, кто боится ссор и разбирательств. Уж лучше сделать себя виноватым, только чтобы все было тихо. Однако нельзя все время отдавать себя в жертву ради общего мира и спокойствия. Иногда полезно и зубы показать... в улыбке.

Откровенная ссора. В такой ситуации уже не столь важно, кто прав, а кто виноват. Здесь вступают в полемику эмоции, которые затмевают мозг. Люди забывают, что они вместе, чтобы договариваться, а не доказывать свою правоту любой ценой. Просто высказаться — для ссоры недостаточно! Нужно поорать друг на друга, оскорбить, выразить свое глубокое «пфе» и т, д. Такой вид конфликта считается самым разрушительным в отношениях. Он проносится смерчем по человеческим душам.

Делаем вид, что ничего не происходит. Есть конфликты явные. А есть такие, которые скрываются в наших мыслях, как партизаны в дремучем лесу. А потом вдруг раз — и конфликт созрел, проявился! Некоторым людям страшно выяснить отношения, они притворяются, что все хорошо. А на самом деле им есть о чем поговорить по душам. Часто мы не осознаем, что носим в себе скрытый конфликт. Как его распознать? Очень просто. Если ты чувствуешь по отношению к родителям, учителю, подруге или другим людям внутреннее напряжение (обиду, ревность, зависть), значит — уже возник внутренний конфликт, который не дает тебе покоя. Чаще всего мы сами создаем себе барьеры и преграды при общении, а окружающие об этом могут даже не догадываться.

Кто такие Конфликтоманы?

Есть люди, которые ни дня не могут прожить без конфликта. Они похожи на назойливую муху, которая не дает спокойно жить. Как правило, это нервные, неуравновешенные люди. Если среди твоих знакомых есть такие, старайся обходить их стороной. С конфликтными натурами лучше вообще не ввязываться в спор.

Как разрешить конфликт?

Компромиссное решение. Самое гармоничное разрешение конфликта — компромисс, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить. Людям не хватает в жизни компромисса. Они склонны впадать в крайности и жить на полюсах своих мнений. Им порою так трудно разминуться на узком мосту, что приходится сталкивать встречного с пути.

 

свернуть

Конфликты одаренных детей и подростков

Разгневан - потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно.
развернуть

Конфликт (от лат. conflictus— это отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами; наиболее острый способ разрешения, наиболее острый, категоричный, эмоциональный способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении. Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта: 1) возникновение конфликта (появление противоречий); 2) осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; 3) конфликтное поведение; 4) исход конфликта.

Для перехода конфликта в активную фазу необходимо наличие субъектов конфликта. Ими выступают активные стороны, способные создавать конфликтную ситуацию в зависимости от своих интересов, и их биполярная оппозиция.

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты «учитель - учитель», «учитель - ученик», «учитель - родитель», «учитель - администрация», «ученик - ученик», «ученик — родитель», «родитель - администрации». Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций субъектов конфликта.

Урегулирование и разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.

Урегулирование педагогических конфликтов - вмешательство третьей стороны, медиатора, влияющего па результативность завершения конфликта.

Урегулирование педагогических конфликтов с одаренными детьми - специальный вид деятельности медиатора, заключающийся в оптимизации решения проблем одаренных детей и устранении причин конфликта с ними.

Переговорный процесс — коммуникация между сторонами для достижения соглашения относительно предмета переговоров.

Официальные медиаторы (третейские судьи, арбитры, посредники) - руководители образовательных организаций; представители правоохранительных органов; общественные организации; профессиональные конфликтологи.

Неофициальные медиаторы (наблюдатели, помощники, консультанты) -профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; старшие по возрасту члены семьи; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; друзья, соседи, свидетели конфликта.

Медиаторство – содействие внешнего третьего двум сторонам конфликта, который выполняет обязательства со всеми сторонами, способствующий ускорению процесса выработки разрешения ситуации совместно со всеми сторонами конфликта, при условии, что все участники готовы взять ответственность за выработку решения конфликта, выгодную всем сторонам.

Способ досудебного решения конфликтов альтернативным путем:

- переговоры

- содействие (модерация) – организаторство (не влияние)

- медиация (совместная выработка возможных решений).

Медиаторство предполагает наличие одновременно 6 признаков:

  1. Наличие медиатора (посредника, внешнего третьего, т.е. не задействованного в конфликте сторон человека)
  2. Равноудаленность в отношении всех сторон
  3. Собственная ответственность каждого участника конфликта
  4. Специфичность, ориентация на конкретный случай и проблему (запрет на шаблон)
  5. Открытость результатов
  6. Вовлечение всех конфликтующих сторон

Для медиатора важна базовая установка, характеризующая позицию в процессе медиаторства. Базируется на клиентцентрированной позиции К. Роджерса

  1. Прочувствованное понимание (эмпатия)
  2. Подлинность и открытость (аутентичность)
  3. Безусловное принятие каждой из конфликтующих сторон
  4. Системное мышление, которое стремится принимать конфликты исходя из объективных позиций, спокойные отношения, принятие и ориентация на поиск максимально хороших решений, которые удовлетворят все стороны.

Управление конфликтами - один из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений. Методы и приемы социальной регуляции представляют собой часть технологии предотвращения и преодоления конфликта. Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Если нет таких норм и правил, то урегулирование теряет всякий смысл.

Педагогический конфликт с одаренными детьми может быть использован как инструмент для вскрытия противоречий, которые мешают нормальной организации или взаимоотношениям триады «педагог - одаренный ребенок -родитель». Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его преодоления.

Процесс урегулирования педагогических конфликтов с одаренными детьми — это синтез внешних мер по профилактике и конструктивному разрешению конфликтов в триаде «педагог одаренный ребенок - родитель», направленных на внутренние позитивные изменения, улучшение педагогического общения, усиление творческой активности и результативности. В учебно-воспитательной работе с одаренными детьми урегулирование должно базироваться на аналитике различных видов педагогических конфликтов, выявлении предмета и образа конфликта, корректировке мотивации и целеполагания у педагогической триады. Сущностью урегулирования является научение триады «педагог - одаренный ребенок - родитель» диагностировать, анализировать, прогнозировать конфликты, использовать положительные функции конфликтов, уметь нейтрализовать деструктивные. Выделяют следующие способы урегулирования конфликта (по К. Томасу):

- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

- приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого человека.

- компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.

- избегание – для этого способа характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

- сотрудничество – нахождение участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.

Внутриличностные противоречия одаренности являются конфликтогенами. Одаренные дети энергичны, но часто находятся в состоянии покоя; серьезны и наивны одновременно; проявляют себя как экстраверты и как интроверты; скромны, но горды. Неадекватная самооценка (заниженная, завышенная), сочетание перфекционизма и безответственности, совмещение фантазии и реальности (про таких говорят: «не от мира сего»), консерватизм и новаторство, открытость и независимость в одной личности приводят к непониманию, неприятию окружающими и низкой адаптивности в социуме. Решением проблемы конфликта должна стать педагогическая коррекция общения: не использовать конфликтогены в учебно-воспитательной работе, коммуникации должны снижать эмоциональное напряжение.

Причина конфликтов с одаренными детьми - психолого-педагогическая некомпетентность взрослых (педагогов, родителей) в вопросах одаренности и конфликта.

Специфика педагогических конфликтов одаренных детей заключается в том, что в большинстве случаев в конфликт втягиваются родители.

Предмет конфликта формируется системой отношений педагогической триады «педагог одаренный ребенок родитель», приводя к блокировке коммуникаций. Существует три модели педагогических конфликтов с одаренными детьми.

Выводы:

Конфликтная ситуация возникнет обязательно, если обучение ведется бессистемно, неясны цели образования, отсутствует связь с современной жизнью, теория отделена от практики, нет целостного восприятия учебного материала. Для одаренных детей характерны предпочтение новизны, обост-ренная чувствительность, эпатаж, резкие спады и подъемы активности, свободомыслие. Дисбаланс между нормами педагогического взаимодействия «педагог одаренный ребенок - родитель» в общении триады приводит к инциденту.

Алгоритм поведения педагога в конфликте с одаренными детьми:

1)      диагностика одаренности и конфликтогенности;

2)      устранение предмета конфликта;

3)      углубление и расширение учебного материала;

4)      мотивация результативности;

5)       объективизация оценки;

6) создание референтной группы социальной среды «педагог - одаренный ребенок - родитель

7) развитие у одаренных детей мастерства, укрепление воли

8) конфликтологическое просвещение триады «педагог — одаренный ребенок-родитель».

Для конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов с одаренными детьми необходимо:

1) знание структуры развития конфликта от возникновения разногласий до разрешения;

2) понимание предпосылок возникновения конфликта;

3) вскрытие субъективных и объективных причин конфликта;

4) определение интересов с точки зрения целей;

5) умение поставить себя на место оппонента;

6) понимание того, что за недовольством конфликтера стоит проблема;

7) сужение предмета конфликта, сокращение претензий;

8) эмоциональная корректность.

 

Мудрый человек 

всегда найдёт способ,

чтобы не начать войну.

Исороку Ямамото

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

развернуть

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

 

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

 

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

 

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

 

 

 

05-01 Береснева 200 14 11        05-01 Головнева 222 45 13               05-01 Матюшонок 222 61 57             

консультант                               заместитель начальника                заместитель начальника ГУВРиМП -

УСВИР                                        УСВИР                                               начальник УСВИР                                   

 

[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

 

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

свернуть

Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома. Поэтому учителю важно выработать «правильное «поведение в этих ситуациях, способствующее грамотному разрешению конфликта. Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
развернуть

Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

  1. Проведение коррекционной и поддерживающей работы.
  2. Создание в группе эмоционального комфорта для детей.
  3. Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Формирование навыков самоконтроля.
  6. Обучение навыкам сотрудничества.
  7. Развитие творчества у детей.

Основная задача учителя - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;
  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • наказания или угрозы наказания.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, раздать тетради»);
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты, скорей всего, устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  1. Акцентирование внимания на поступках с повышенной степенью агрессивного поведения. Техника объективного описания ситуации.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Неэффективно «чтение морали». Лучше показать ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («ты злишься?», «ты обижен?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть»", «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок/подросток должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.

Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

 

свернуть
Ещё в этом разделе