Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №1 г.Старые Дороги
имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Куликова
Насилие над детьми является распространенным явлением в современном мире. К сожалению, несмотря на то, что преодолению этой проблемы уделяется большое внимание, случаев насилия в отношении несовершеннолетних не становится меньше.
Наряду с домашним и иным насилием над детьми, особую актуальность для белорусского общества имеют сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, а также их сексуальная эксплуатация, которая может как сопутствовать сексуальному насилию, так и совершаться отдельно от него.
Решением задач предупреждения и преодоления этих негативных явлений занимаются представители правоохранительных органов, медики, юристы, социальные работники, педагоги, психологи и другие специалисты.
Вместе с тем основной чертой насилия, особенно сексуального, и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, затрудняющей их предупреждение, выявление и пресечение, остается высокая латентность (несообщение о преступлении жертвой, ее законным представителем, иным осведомленным лицом, его сокрытие).
Причины этого бывают:
Для эффективной борьбы с насилием и эксплуатацией в отношении детей важно владеть понятийным аппаратом в данной сфере.
В словаре С.И. Ожегова насилие в общем смысле истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».
Насилие над ребенком - это любое неслучайное поведение взрослых или других детей/подростков, выходящее за пределы норм поведения и/или несущее значительный риск физического или психологического ущерба ребенку. Такое поведение может быть намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).
Выделяют следующие основные виды насилия в отношении детей:
Несовершеннолетние могут подвергаться насилию со стороны как взрослых, так и других детей или подростков.
Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего является наиболее специфичным видом насилия и также подразделяется на виды, бывая:
Под эксплуатацией в общем смысле понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, включая рабство или обычаи, сходные с рабством.
Сексуальная эксплуатация подразумевает выполнение несовершеннолетним работ или оказание услуг сексуального характера - занятие проституцией, участие (позирование) при изготовлении порнографии (в том числе самостоятельное изготовление своих порноизображений по просьбе или требованию преступника) и т.п.
Применительно к ребенку эксплуатация, как и сексуальное насилие, может сопровождаться как прямым принуждением, так и «мнимой добровольностью», обусловленной несовершеннолетним возрастом потерпевшего (ей).
Предупреждение и преодоление проблемы насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних в нашем обществе имеет чрезвычайно важное значение в силу наименьшей защищенности детей и подростков.
Насилие, пережитое в детстве, является серьезным травмирующим событием, которое может оказывать значительное негативное влияние на поведение и благополучие человека на протяжении всей его жизни. Например, последствиями насилия могут стать низкая самооценка, неуверенность в себе и своих силах, чувство неполноценности, постоянные приступы беспокойства, тревожные состояния, недоверие к людям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и другие негативные проявления. То же самое может повлечь и эксплуатация ребенка.
Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком или эксплуатировать его. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый несовершеннолетний имеет право на защиту от насилия и эксплуатации,
Существует целый ряд нормативных правовых актов и иных документов, которые обеспечивают защиту ребенка от насилия и эксплуатации:
За защитой ребенка в ситуации насилия или эксплуатации несовершеннолетний, его законные представители могут обратиться:
За помощью ребенку, его близким в ситуации насилия или эксплуатации можно обращаться:
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!
ПОМНИТЕ О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!!!
свернуть
Уважаемые педагоги, данные индикаторы позволяют выявить детей группы суицидального риска. Раннее выявление суицидальных тенденций позволяет оказать помощь подростку и предотвратить суицид.
Индикаторы суицидального поведения:
Эмоциональные индикаторы (депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние); склонность к быстрой перемене настроения; скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость; злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность; тревога, ожидание непоправимой беды, страх; тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности; углубление мрачного настроения при радостных событиях);
Когнитивные индикаторы (негативная триада, характерная для депрессивных состояний – негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего (собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное); «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы);
Поведенческие индикаторы (злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; эскейп-реакции (уход из дома); резкое снижение повседневной активности; необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи; отказ от общественной работы, от совместных дел; излишний риск в поступках; снижение или повышение аппетита; признаки постоянной усталости; частое прослушивание траурной или печальной музыки; «приведение дел в порядок»);
Коммуникативные индикаторы (усиление жалоб на физическое недомогание; жалобы недостаток сна или повышенная сонливость; замедленная речь, тихий монотонный голос, краткость или отсутствие ответов; ускоренная экспрессивная речь; патетические интонации, причитания, склонность к нытью; предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью, самоубийствами, загробной жизнью; прямые сообщения о суицидальных намерениях («хочу умереть», «ненавижу жизнь», «я покончу с собой»); косвенные сообщения о суицидальных намерениях («скоро все это закончится», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «никому я не нужен», «это выше моих сил»); шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни);
Ситуативные индикаторы (конфликты с родителями; конфликты с педагогами, администрацией учреждения образования; конфликты в области дружеских или любовных отношений; потеря (смерть, расставание) близкого человека; вынужденная социальная изоляция (смена места жительства); сексуальное насилие; нежелательная беременность; «потеря лица» (позор, унижения).
свернутьКаждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятсявизуалы, аудиалы, кинестетики. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.
Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Длялюдей характерно наличие следующих каналов, по которым они познают мир:
Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
Характеристика визуалов
Для визуалов характерны следующие особенности:
Как работать с детьми-визуалами?
Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.
Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.
При объяснении нового материала визуалукрайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.
Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.
Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
Характеристика аудиалов
Для аудиала характерны следующие признаки:
Как работать с детьми-аудиалами?
Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.
На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.
Еще аудиалы очень реагируют на тембр голоса, ритм вашей речи. Поэтому хорошо, если педагог во время объяснения новой темы будет выделять интонационно важные моменты и новые правила.
Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.
Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио книгами и аудио курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.
Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
Характеристика кинестетика
Для кинестетика характерны следующие признаки:
Как работать с детьми-кинестетиками?
Детям, познающим мир тактильным способом, сложно воспринять словесные объяснения учителя. Педагогам приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Крик на таких школьников не действует.
Ребенку с таким типом восприятия очень сложно долго сидеть неподвижно. Надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске.
При объяснении материала помогут жесты, прикосновения. Ребенок отреагирует на замечание учителя, если оно сопровождается мягким прикосновением к плечу.
Такие ученики обучаются посредством памяти. Лучше воспримет тот материал, который был записан.
Практическая деятельность (конструирование, эксперимент) — наиболее продуктивная деятельность на уроке для кинестетика.
Для ученика важна физическая нагрузка. Чем больше он потратит сил, тем успешнее проявит себя в других жизненных сферах.
Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. Какой толк от теоремы? Как она поможет в жизни? Работая с детьми-кинестетиками, нужно дать им ответы на эти вопросы, показать область применения на практике изучаемого материала.
свернутьКонфликт — это всегда столкновение разных интересов, взглядов, мнений. Это неизбежное явление в общении между людьми. У каждого — своя правда. А истина, как всегда, где-то посередине. Не стоит рассматривать конфликт как зло. Нужно смотреть на него, как на возможность что-то прояснить в отношениях. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть на конфликтную ситуацию.
Существует несколько сценариев разрешения конфликтной ситуации.
Разошлись, как в море корабли. Бывает так, что лучшим выходом из конфликтной ситуации становится полный разрыв отношений. Когда больше нечего друг другу сказать, люди машут друг другу платочком и расстаются навсегда. Этот факт нужно признать и принять. Единственное условие — расставайся с людьми красиво! Нужно учиться отпускать людей из своей жизни, прощать им и освобождать свои мысли и сердце для чего-то более позитивного.
Побеждает сильнейший! Нередко в конфликте есть победитель и проигравший. Победитель — тот, у кого авторитет, сила воли или нахальство. Он качал свои права и отстоял их в честном (или нечестном) бою. Посмотри на маленьких детей. С ними трудно спорить, лучше дать им то, чего просят. У них своя тактика в конфликте: «хочу и все!» Такие номера в твоем возрасте уже не прокатят. Эх, а хотелось бы ... А кто же такой проигравший? Тот, кто не слишком уверен в себе, кто боится ссор и разбирательств. Уж лучше сделать себя виноватым, только чтобы все было тихо. Однако нельзя все время отдавать себя в жертву ради общего мира и спокойствия. Иногда полезно и зубы показать... в улыбке.
Откровенная ссора. В такой ситуации уже не столь важно, кто прав, а кто виноват. Здесь вступают в полемику эмоции, которые затмевают мозг. Люди забывают, что они вместе, чтобы договариваться, а не доказывать свою правоту любой ценой. Просто высказаться — для ссоры недостаточно! Нужно поорать друг на друга, оскорбить, выразить свое глубокое «пфе» и т, д. Такой вид конфликта считается самым разрушительным в отношениях. Он проносится смерчем по человеческим душам.
Делаем вид, что ничего не происходит. Есть конфликты явные. А есть такие, которые скрываются в наших мыслях, как партизаны в дремучем лесу. А потом вдруг раз — и конфликт созрел, проявился! Некоторым людям страшно выяснить отношения, они притворяются, что все хорошо. А на самом деле им есть о чем поговорить по душам. Часто мы не осознаем, что носим в себе скрытый конфликт. Как его распознать? Очень просто. Если ты чувствуешь по отношению к родителям, учителю, подруге или другим людям внутреннее напряжение (обиду, ревность, зависть), значит — уже возник внутренний конфликт, который не дает тебе покоя. Чаще всего мы сами создаем себе барьеры и преграды при общении, а окружающие об этом могут даже не догадываться.
Кто такие Конфликтоманы?
Есть люди, которые ни дня не могут прожить без конфликта. Они похожи на назойливую муху, которая не дает спокойно жить. Как правило, это нервные, неуравновешенные люди. Если среди твоих знакомых есть такие, старайся обходить их стороной. С конфликтными натурами лучше вообще не ввязываться в спор.
Как разрешить конфликт?
Компромиссное решение. Самое гармоничное разрешение конфликта — компромисс, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить. Людям не хватает в жизни компромисса. Они склонны впадать в крайности и жить на полюсах своих мнений. Им порою так трудно разминуться на узком мосту, что приходится сталкивать встречного с пути.
свернуть
Конфликт (от лат. conflictus) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами; наиболее острый способ разрешения, наиболее острый, категоричный, эмоциональный способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении. Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта: 1) возникновение конфликта (появление противоречий); 2) осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; 3) конфликтное поведение; 4) исход конфликта.
Для перехода конфликта в активную фазу необходимо наличие субъектов конфликта. Ими выступают активные стороны, способные создавать конфликтную ситуацию в зависимости от своих интересов, и их биполярная оппозиция.
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты «учитель - учитель», «учитель - ученик», «учитель - родитель», «учитель - администрация», «ученик - ученик», «ученик — родитель», «родитель - администрации». Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций субъектов конфликта.
Урегулирование и разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.
Урегулирование педагогических конфликтов - вмешательство третьей стороны, медиатора, влияющего па результативность завершения конфликта.
Урегулирование педагогических конфликтов с одаренными детьми - специальный вид деятельности медиатора, заключающийся в оптимизации решения проблем одаренных детей и устранении причин конфликта с ними.
Переговорный процесс — коммуникация между сторонами для достижения соглашения относительно предмета переговоров.
Официальные медиаторы (третейские судьи, арбитры, посредники) - руководители образовательных организаций; представители правоохранительных органов; общественные организации; профессиональные конфликтологи.
Неофициальные медиаторы (наблюдатели, помощники, консультанты) -профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; старшие по возрасту члены семьи; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; друзья, соседи, свидетели конфликта.
Медиаторство – содействие внешнего третьего двум сторонам конфликта, который выполняет обязательства со всеми сторонами, способствующий ускорению процесса выработки разрешения ситуации совместно со всеми сторонами конфликта, при условии, что все участники готовы взять ответственность за выработку решения конфликта, выгодную всем сторонам.
Способ досудебного решения конфликтов альтернативным путем:
- переговоры
- содействие (модерация) – организаторство (не влияние)
- медиация (совместная выработка возможных решений).
Медиаторство предполагает наличие одновременно 6 признаков:
Для медиатора важна базовая установка, характеризующая позицию в процессе медиаторства. Базируется на клиентцентрированной позиции К. Роджерса
Управление конфликтами - один из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений. Методы и приемы социальной регуляции представляют собой часть технологии предотвращения и преодоления конфликта. Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Если нет таких норм и правил, то урегулирование теряет всякий смысл.
Педагогический конфликт с одаренными детьми может быть использован как инструмент для вскрытия противоречий, которые мешают нормальной организации или взаимоотношениям триады «педагог - одаренный ребенок -родитель». Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его преодоления.
Процесс урегулирования педагогических конфликтов с одаренными детьми — это синтез внешних мер по профилактике и конструктивному разрешению конфликтов в триаде «педагог одаренный ребенок - родитель», направленных на внутренние позитивные изменения, улучшение педагогического общения, усиление творческой активности и результативности. В учебно-воспитательной работе с одаренными детьми урегулирование должно базироваться на аналитике различных видов педагогических конфликтов, выявлении предмета и образа конфликта, корректировке мотивации и целеполагания у педагогической триады. Сущностью урегулирования является научение триады «педагог - одаренный ребенок - родитель» диагностировать, анализировать, прогнозировать конфликты, использовать положительные функции конфликтов, уметь нейтрализовать деструктивные. Выделяют следующие способы урегулирования конфликта (по К. Томасу):
- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
- приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого человека.
- компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.
- избегание – для этого способа характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
- сотрудничество – нахождение участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.
Внутриличностные противоречия одаренности являются конфликтогенами. Одаренные дети энергичны, но часто находятся в состоянии покоя; серьезны и наивны одновременно; проявляют себя как экстраверты и как интроверты; скромны, но горды. Неадекватная самооценка (заниженная, завышенная), сочетание перфекционизма и безответственности, совмещение фантазии и реальности (про таких говорят: «не от мира сего»), консерватизм и новаторство, открытость и независимость в одной личности приводят к непониманию, неприятию окружающими и низкой адаптивности в социуме. Решением проблемы конфликта должна стать педагогическая коррекция общения: не использовать конфликтогены в учебно-воспитательной работе, коммуникации должны снижать эмоциональное напряжение.
Причина конфликтов с одаренными детьми - психолого-педагогическая некомпетентность взрослых (педагогов, родителей) в вопросах одаренности и конфликта.
Специфика педагогических конфликтов одаренных детей заключается в том, что в большинстве случаев в конфликт втягиваются родители.
Предмет конфликта формируется системой отношений педагогической триады «педагог одаренный ребенок родитель», приводя к блокировке коммуникаций. Существует три модели педагогических конфликтов с одаренными детьми.
Выводы:
Конфликтная ситуация возникнет обязательно, если обучение ведется бессистемно, неясны цели образования, отсутствует связь с современной жизнью, теория отделена от практики, нет целостного восприятия учебного материала. Для одаренных детей характерны предпочтение новизны, обост-ренная чувствительность, эпатаж, резкие спады и подъемы активности, свободомыслие. Дисбаланс между нормами педагогического взаимодействия «педагог одаренный ребенок - родитель» в общении триады приводит к инциденту.
Алгоритм поведения педагога в конфликте с одаренными детьми:
1) диагностика одаренности и конфликтогенности;
2) устранение предмета конфликта;
3) углубление и расширение учебного материала;
4) мотивация результативности;
5) объективизация оценки;
6) создание референтной группы социальной среды «педагог - одаренный ребенок - родитель
7) развитие у одаренных детей мастерства, укрепление воли
8) конфликтологическое просвещение триады «педагог — одаренный ребенок-родитель».
Для конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов с одаренными детьми необходимо:
1) знание структуры развития конфликта от возникновения разногласий до разрешения;
2) понимание предпосылок возникновения конфликта;
3) вскрытие субъективных и объективных причин конфликта;
4) определение интересов с точки зрения целей;
5) умение поставить себя на место оппонента;
6) понимание того, что за недовольством конфликтера стоит проблема;
7) сужение предмета конфликта, сокращение претензий;
8) эмоциональная корректность.
Мудрый человек
всегда найдёт способ,
чтобы не начать войну.
Исороку Ямамото
свернутьПроблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].
05-01 Береснева 200 14 11 05-01 Головнева 222 45 13 05-01 Матюшонок 222 61 57
консультант заместитель начальника заместитель начальника ГУВРиМП -
УСВИР УСВИР начальник УСВИР
[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».
[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.
[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.
[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
Основная задача учителя - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Неэффективно «чтение морали». Лучше показать ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок/подросток должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.
Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
свернуть