Советы психолога


Региональная карта помощи несовершеннолетним,

пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

(Стародорожский район)


Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС) нашего учреждения 


График работы сотрудников службы СППС


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.


«Кризисная комната» 

на базе территориального центра социального обслуживания населения -  

экстренная психологическая помощь по телефону «доверия»

+375 1792 30-7-69


 



Что делать в ситуации насилия?

развернуть

Насилие над ребенком - это любое неслучайное поведение взрослых или других детей/подростков, выходящее за пределы норм поведения и/или несущее значительный риск физического или психологического ущерба.

Выделяют следующие основные виды насилия в отношении детей:

  • физическое - использование физической силы в отношении человека, которое приводит или с большой долей вероятности может привести к ущербу для его здоровья, жизни, развития и человеческого достоинства. Физическое насилие может включать такие действия, как побои, пинки, царапины, толчки, пощечины, хватание, укусы, удушение, ошпаривание, ожоги, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами и т.д.
  • психологическое (эмоциональное) – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, которое выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Включает словесные оскорбления, унижение достоинства, открытое неприятие, враждебность; шантаж, угрозы; Единичный случай не является психологическим насилием. Эмоциональное насилие может быть намеренным или неосознанным, но это всегда повторяющееся поведение.
  • пренебрежение нуждами ребенка - оставление его без присмотра и защиты, отсутствие должного обеспечения основных потребностей в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи.
  • сексуальное - использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком или эксплуатировать его. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый имеет право на защиту от насилия и эксплуатации.

Существует целый ряд нормативных правовых актов и иных документов, которые обеспечивают твою защиту от насилия и эксплуатации:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка»;
  • Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;
  • Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  • и др.

Насилие оставляет рану на душе человека. Чем дольше длится насилие, тем больше рана. Важно остановить насилие. Сделать это можно только рассказав о ситуации насилия взрослому. Чтобы защитить себя от насильника нужно обязательно обратиться за помощью и защитой:

  • в милицию (в органы внутренних дел);
  • к классному руководителю, педагогу-психологу, педагогу социальному школы;
  • к врачу в больнице;
  • на телефон доверия, сообщив свои данные(+375 (17) 263-03-03 (круглосуточно));
  • на телефон экстренной психологической помощи для детей и подростков (+375172630303).

Кроме того, за помощью в ситуации насилия ты можешь обратиться:

  • в районные социально-педагогические центры (по месту жительства);
  • в Республиканский центр психологической помощи (г. Минск, тел. +375173001006);
  • в территориальные центры социального обслуживания населения (по месту жительства);
  • в государственное учреждение «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» (г. Минск, тел. +375173173232, +375293673232 («A1»), +375336033232 («МТС»));
  • в учреждение здравоохранения «Минский городской клинический центр детской психиатрии и психотерапии» (тел. +375173208871);
  • в центры дружественного отношения к подросткам (на базе организаций (учреждений) здравоохранения по месту жительства);
  • на республиканскую телефонную «горячую линию» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (тел. 88011001611);
  • посредством анонимной и бесплатной консультации психолога для подростков (с 14 до 19 лет) на онлайн-платформе talk2ok@by;
  • и др.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!

ПОМНИТЕ О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!!!

 

свернуть

Как находить хорошее в …плохом???

развернуть

В практической психологии много интересных приемов, методик, «фишек», цель которых – помощь в решении самых разных психологических проблем. Один из таких способов – техника рефрейминга. Не пугайся страшному и непонятному слову: в переводе с английского языка «frame» – «рамка», а выражение «toreframe» означает «поместить в новую рамку» (картину или фотографию). Помнишь знаменитое «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней»? Вот это как раз и есть рефрейминг. Благодаря ему ты увидишь что-то в своей жизни, что кажется тебе плохим, неудачным, глупым, под совсем иным углом зрения. Иначе говоря, придумаешь для своей ситуации «новые рамки» и избавишься, наконец, от привычных старых, мешающих тебе справиться с твоими страхами и негативными эмоциями.

Человек вообще склонен мыслить стереотипами. Он частенько не задумывается об иных вариантах выбора, кроме одного-двух. Мы буквально «загоняем» себя в тесные оковы своих представлений о том, как «должно быть». И потом сами же страдаем от собственных узких взглядов на происходящее. Рефрейминг помогает выйти за эти рамки.

Как применять эту технику? Всякий раз, когда с тобой происходит какая-то неприятность, сосредоточься не на минусах («Почему у меня все так ужасно???В чем я провинился???»), а на поиске позитивных моментов в том, что случилось. Вот некоторые приемчики, как же это сделать:

  1. Сравни свою ситуацию не с теми, у кого она лучше (что мы обычно делаем), а с теми, кому сейчас хуже, чем тебе. Ты удивишься – оказывается, у тебя далеко не худшее положение дел на планете. Очень помогает осознать ценность того, что ты имеешь. Ведь у кого-то нет и сотой доли всех тех благ, которыми ты обладаешь. Например, ты живешь в полной семье. А кто-то – в детдоме или его родители бьют/пьют. Или, скажем, у тебя украли телефон. Спасибо, что не избили, что тоже бывает.
  2. Используй слово «зато»:

– да, ты высокая девушка по сравнению с твоими одноклассниками, и порой тебе не удается найти подходящую по размеру одежду. ЗАТО ты всегда в центре внимания, тебя всегда «видят». И еще ты запросто дотягиваешься до вещей на верхних полках;

– да, ты бываешь слишком эмоциональна. ЗАТО благодаря этому легко «заводишь» любую публику, вдохновляешь, ведешь за собой как лидер. И еще ты искренний человек, не двуличный, все твои чувства как на ладони. Искренность – такая редкость, она ценится на вес золота.

Потренируйся в рефрейминге прямо сейчас. Предложи по 2-3 варианта того, что позитивного можно найти в следующих ситуациях/проблемах:

  1. Предательство лучшего друга
  2. Переход в новую школу (в старой был дружный класс, много друзей)
  3. Слишком застенчив, неуверен в себе
  4. Получил двойку за контрольную работу по алгебре
  5. Сорвалась долгожданная поездка на море летом, останешься в городе

Всякий раз, когда ты ловишь себя на мысли, что все хуже некуда, переключайся на поиск того хорошего, что содержит в себе это «плохое». Ведь у каждой медали есть две стороны. Вспомни те проблемы, которые уже случались с тобой раньше, и переформулируй свое отношение к ним. Ответь себе на вопросы: чему меня научила та неприятная ситуация? какой полезный урок я получил, который поможет мне избежать ошибок в будущем? что меня, несмотря на все произошедшее, тогда порадовало или могло порадовать?

Напоследок – история, отлично иллюстрирующая технику рефрейминга:

«Одна довольно известная фирма по производству обуви приняла проект о начале экспорта своей продукции в Индию. Для того, чтобы изучить рынок, руководство фирмы отправило двух самых лучших экспертов в эту страну. Они разделились и поехали по провинциям для того, чтобы собрать информацию о потенциале будущего рынка сбыта.

Прошло несколько дней и один из экспертов вернулся со словами:

— Здесь никто не носит обувь. Не тратьте зря время на освоение этого рынка!

Второй эксперт все еще находился в Индии и ничего не знал о выводах сделанных его коллегой. Через некоторое время в компанию пришел факс от него: «Господа, количество предполагаемого экспорта можно увеличить в три раза. Здесь еще никто не носит обуви!».

свернуть

Советы учащимся по позитивному отношению к жизни «Секреты хорошего настроения»

развернуть

1) Каждый день вечером (перед сном) вспомните - что самого заметного и хорошего произошло с Вами за день.

2) Делитесь своими успехами и достижениями с другими людьми.

3) Заряжайте себя и окружающих хорошим настроением.

4) В ситуациях, когда Вам трудно и нет настроения, вспоминайте веселые истории и анекдоты, и рассказывайте их другим людям.

5) Не бойтесь смеяться над собой, над тем, что смешно.

6) Чаще улыбайтесь.

7) Оценивайте любую ситуацию с позиции потенциальной возможности, задавая себе вопросы: «Как я могу это использовать?», «Что еще я могу сделать в этой ситуации?». Извлекайте из этого уроки и полезный опыт.

Упражнение «Позитивное мышление». Сядьте поудобнее, положите руки на верхнюю поверхность бедер и расслабьте плечи (10 сек). Закройте глаза. Представьте себе, что вы идете через красивую спокойную местность. Вы видите зеленые луга и мирно пасущихся животных. Вы подходите к маленькому озеру, видите на берегу скамейку. Вы садитесь на нее и прислушиваетесь к плеску воды. Вы сидите в этом спокойном месте. В вас проникает покой. Вы чувствуете его в себе и вокруг. Вы говорите себе: «Я совершенно спокоен». Достаточно, если вы тихо произнесете про себя эту фразу или просто представите себе, что вы совершенно спокойны (20 сек). Вы все еще сидите на скамейке совершенно спокойно и расслабленно — вы думаете об учебе в школе. Вы знаете, что у вас есть способности к учебе, и вы можете положиться на себя даже в трудной ситуации. Почувствуйте, что вы все можете: «Я могу положиться на себя». Когда вы так сидите спокойно и уверенно, вы твердо знаете, что ваша учеба в будущем будет успешной. Вы думаете о своих планах и говорите себе: «Я все сделаю». Вы ощущаете покой и уверенность. Вы уходите полными уверенности в себе. Вы наслаждаетесь чувством покоя, уверенности и безопасности. Вы говорите про себя: «Я все могу». Теперь потянитесь, глубоко вдохните и выдохните... откройте глаза. Вы спокойны, полны уверенности в себе, и ваша работа, конечно же, будет успешной.

свернуть

Если ты новенький...

развернуть

 Ты пришёл в хорошую школу – будь в этом уверен! 

Однако любому человеку: и взрослому, и ребёнку требуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Обычно адаптация длится от 3 до 7 неделей. Вполне естественно, если в это время тебе будет трудно. Не унывай!

"Человека встречают по одёжке…" Старайся выглядеть опрятно. Хорошо, если причёска и одежда соответствуют моде. Но не переусердствуй, чтобы не вызывать раздражение  окружающих.
 
Будь дружелюбным и приветливым, не стесняйся проявлять инициативу в общении.
 
Следи за своей физической формой. Не обязательно быть спортивной "звездой", но уметь играть в популярные спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис…) было бы хорошо. А хорошо играть, ещё лучше. Это повысит твой "рейтинг".
 
Чтобы нравиться окружающим, надо быть интересным. Наверняка у тебя есть какие-то особые умения, способности, чем ты можешь гордиться. Занимайся спортом, музыкой, читай, общайся.
 
Чтобы появились друзья, надо общаться. Не замыкайся «в себе», старайся проявлять инициативу в общении, корректно поддерживать разговоры с одноклассниками.
 
Если что-то не получается, "навалились" проблемы – не отчаивайся. Поговори с родителями, учителями, психологом – тебе обязательно помогут!
свернуть

Памятка о жизнеутверждении для подростков

развернуть

В жизни КАЖДОГО из нас, независимо от возраста, пола, профессии, семейного положения, темперамента, успешности в учебе и творческой деятельности, случаются моменты, когда сложно справиться со своими эмоциями. Нас охватывает раздражение, паника, печаль…

Когда такое случается, люди реагируют по-разному. Интересно, что есть два основных способа реагирования – стресс льва и стресс кролика. Те, кто испытывает стресс кролика, замыкаются в себе, опускают руки, отчаиваются. Это слабые люди.Те же, кто испытывает стресс льва, - наоборот, находят в себе новые силы, они не хотят сдаваться и проживают сложные ситуации.

МЫ НЕ МОЖЕМ ВСЕГДА РЕАГИРОВАТЬ ОДИНАКОВО, НО В НАШЕЙ ВЛАСТИ ВЫБИРАТЬ: БЫТЬ СЛАБЫМ ИЛИ СИЛЬНЫМ

Знаешь, на самом деле практически все люди, добившиеся в жизни успеха (в том числе известные всему миру), когда-то, может и не раз, были в тяжелых ситуациях и смогли их преодолеть:

  • Великий Альберт Энштейн в свое время был исключен из гимназии за неуспеваемость, но, развиваясь в своем темпе, достиг всемирно известной популярности, внеся огромный вклад в развитие науки;
  • почти все самое значительное композитор Людвиг Ван Бетховен создал с ослабленным слухом и при полной глухоте.

В 1808 году у композитора почти не осталось надежд на возвращение слуха. Тогда появилось наиболее известное произведение — 5-я симфония. Ее идею Бетховен выразил словами: “Борьба с судьбой”. Средствами музыки композитор дал представление о своем душевном состоянии в последние годы. Его вывод: сильный человек может справиться с роком. К 1814—1816 годам Бетховен оглох настолько, что полностью перестал воспринимать звуки. С людьми он общался при помощи “Разговорных тетрадей”. Собеседник писал вопрос или реплику, композитор их читал и устно отвечал. Бетховен перенес и этот удар. Он создает пять значительных фортепианных сонат и пять струнных квартетов. Вершиной является написанная за два года до смерти “Эпическая” девятая симфония с одой “К радости”. Начинаясь трагически, симфония завершается светлыми образами.

  • известный тебе Кристофер Рив, сыгравший Супермена, в 1995 году в Вирджинии был парализован ниже плеч, не мог самостоятельно дышать, а говорить мог лишь при помощи вставленного в трахею аппарата. Но он продолжал жить и работать.

Его день начинался ранним утром с восстановительной гимнастики и занятий на специальных тренажерах. Он много времени проводил со своими детьми. Играл с Уиллом (сын) в шахматы, смотрел с ним хоккейные матчи. Они даже устраивали гонки по дому: велосипед Уилла против кресла Кристофера. Рив много путешествовал по стране, выступая в различных общественных организациях и университетах. Он проводил кампании за улучшение качества жизни инвалидов и участвовал в сборе средств на исследования в области спинномозговой хирургии. Несмотря на почти полный паралич,Кристоферу удалось выступить в кино в качестве режиссера. Он поставил фильм "В сумерках". Также он сыграл в римейке триллера Хичкока "Окно" прикованного к инвалидному креслу фотографа, помогающего раскрыть убийство. Супермен удостоен национальной американской награды "За мужество". Последние годы Кристофер Рив работал над книгой, рассказывающей о его жизни и борьбе с несчастьем. Это был поистине героический труд, потому что книгу Рив писал сам, используя управляемый голосом компьютер. Одна из целей этой книги, как заявляет Кристофер, - помочь людям понять, что полноценно жить со сломанным позвоночником вполне реально и своим примером вдохновлять их на мужество по отношению к собственным невзгодам.

- ТЫ СПРОСИШЬ, КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СИЛЬНЫМ?

- ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ – ВКЛЮЧИТЬСЯ В ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДРУГИМ.

Оставаться открытым,

Помнить, что ты полезен миру,

Простить себя за ошибку и идти дальше,

Принять ситуацию и извлечь уроки,

Дать возможность кому-то тебе помочь

Помни, мы не одиноки, пока мы не начинаем считать себя одинокими…

ВНИМАНИЕ!!!

Когда тебе тяжело,ты можешь обратиться:

  • к родителям. Знаю, что трудно вот так взять и рассказать о проблеме, но родители – те, кому выпало счастье привести ТЕБЯ в этот мир;
  • к классному руководителю (или педагогу, которому доверяешь). Учителя существуют не только для передачи знаний, но и опыта проживания разных ситуаций;
  • к школьному психологу. Конечно, это не волшебник, который моментально избавит от проблемы, но сочувствующий врач, который поможет ТЕБЕ достойно выйти из сложившейся ситуации, ВЕДЬ ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА, ПРОСТО ПОРОЙ НАМ ТЯЖЕЛО ЕГО НАЙТИ;
  • радостно, если у тебя также есть друзья,знакомые, родственники,которые помогают справляться с тревогами.

Похоже, тебя заинтересовала эта памятка? Тогда маленький сюрприз 

Вот несколько ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЖЕСТОВ, которые помогут тебе САМОСТОЯТЕЛЬНО попробовать изменить свое внутреннее состояние:

  • сделай красивую, ровную осанку: распрями плечи, грудь вперед, голову гордо подними вверх;
  • улыбнись (себе в зеркале, окружающим предметам, людям или просто так). Удерживай улыбку как минимум 10 минут!!!
  • с криком «Yes!» вскинь руки вверх!

УДАЧИ ТЕБЕ!

свернуть

Как общаться с родителями?

развернуть

Всем нам порой не хватает поддержки от наших самых близких людей – родителей. Кажется, что они совсем нас не понимают и не слышат. Из-за этого мы на маму и папу сильно обижаемся. Расстраиваемся, грубим им и окружающим. Или замыкаемся в себе, играя в «молчанку». Настроение плохое, ничего не хочется делать. Спрятаться бы ото всех, поплакать в подушку, послушать любимую музыку…

У тебя сейчас сложный период – подростковый. Идет перестройка организма, твои эмоции неустойчивы, они меняются по десять раз на дню. Ты уже не маленький ребенок, которому можно что-то приказывать или излишне опекать. Но еще и не самостоятельный взрослый человек, способный полностью нести ответственность за свою жизнь. Твоим родителям тоже непросто – они не всегда понимают, что с тобой происходит, и как установить с тобой контакт. И очень из-за этого переживают, поверь. Читают кучу литературы вроде «Как наладить взаимоотношения с сыном/дочкой-подростком», советуются со своими друзьями или психологами.

Ты можешь помочь им увидеть, что творится у тебя на душе. Теплая атмосфера и взаимопонимание в семье также зависят от тебя и твоих усилий, а не только от твоих родителей. Ведь вы – одна команда. А она будет успешной и эффективной тогда, когда все работают над этим. Нет такого, чтобы кто-то «халявил», а остальные пашут.  

Специалисты дают несколько рекомендаций, как общаться со своими родителями, чтобы дома были мир, покой и доверие друг к другу. Возможно, ты возьмешь что-то себе на вооружение. Твои мама и папа будут тебе за это благодарны. Умение налаживать общение тебе очень пригодится потом: при взаимодействии с друзьями, учителями, на твоей будущей работе. Да много где.

Вот эти советы:

  1. Проявляй интерес к своим родителям

Время от времени спрашивай их – как они себя чувствуют, какое у них настроение, о чем они думают или мечтают, как дела у них на работе. Людям чрезвычайно приятно, когда ими интересуются. Попроси маму и папу рассказать о том, какими они были, будучи подростками – как себя вели, чего боялись, с какими проблемами сталкивались и как их решали, чего ждали от жизни, какие у них были отношения с их родителями – твоими бабушками и дедушками. Возможно, воспоминания о собственном подростковом возрасте и переживаниях позволит твоим родителям лучше понимать тебя.

  1. Делись с родителями своими мыслями и чувствами

Тебе может показаться, что они должны уметь читать твои мысли. Но, увы, люди не волшебники. И прибор, который способен проникать в чужое сознание и считывать оттуда всю информацию, до сих пор не изобретен. Поэтому если ты облегчишь им эту задачу, будет здорово. Во-первых, они увидят, что ты им доверяешь. Во-вторых – что ты открыт и ничего такого ужасного от них не скрываешь. Потому что если ты все время молчишь или предпочитаешь какие-то общие фразы, вроде «Да, нет, не знаю», это вызывает недоверие и вопросы к тебе. Что думает мама, когда это слышит: «Почему он такой закрытый? У него что-то случилось!». Или так: «Раз он ничего не говорит, значит, у него все в порядке». А у тебя на самом деле не все так замечательно.

  1. Проявляй свою самостоятельность на деле

Часто семейные конфликты происходят из-за того, что тебе кажется, будто твои права и твою свободу сильно ограничивают. Тебе хочется больше самостоятельности. А родители почему-то все время тебя слишком контролируют или ругаются бесконечно: «Почему не убрано в комнате? Не пущу к компьютеру, пока все не приберешь!». Проще всего ответить на это какой-нибудь грубостью или демонстративно хлопнуть дверью своей комнаты перед носом у мамы и врубить музыку на полную катушку. Получается замкнутый круг. Таким поведением ты как раз показываешь свою неготовность нести ответственность за свои поступки. А как же тебе тогда можно доверить больше самостоятельности? Если ты будешь показывать ее на деле, ты завоюешь родительское доверие, и контроль с их стороны постепенно уменьшится. Что именно ты можешь сделать? Например, выполнять данные тобой обещания. Коли уж была договоренность, что ты будешь дома к 11 вечера и ни секундой позже, постарайся ее выполнить. Расширяй свой спектр умений взрослого человека, который может себя обслужить – готовить еду, поддерживать квартиру в порядке, ходить в магазины за продуктами и т.д.

  1. Корректно и вежливо говори о том, что тебя не устраивает

Когда один человек кричит на другого или обвиняет его в чем-то, легко себе представить, как будет себя вести тот, кого критикуют. Если ты нахамишь маме, немудрено, что она может сорваться и накричать в ответ. Слово за слово – и вот он, грандиозный скандал. Оно тебе надо? Поэтому возьми себе за правило использовать каждый раз, когда нужно сказать о том, что тебе что-то не нравится, такой прием как «Я-послание»: 1) нужно обязательно сказать о своих чувствах. Например: «Я расстроен»; 2) избегай обращаться к другому человеку на «Ты». Не говори «Ты плохой» или «Ты не выполняешь свои обещания». Лучше использовать отвлеченные примеры, без привязки к конкретному человеку: «Я расстраиваюсь, когда люди не выполняют своих обещаний». Этот прием «Я-послание» замечателен тем, что в нем нет обвинений и критики в адрес других. А на негативную оценку себя люди реагируют моментально. Для них это как красная тряпка для быка.

Ты растешь и постепенно от родителей отдаляешься. Совсем скоро наступит момент, когда ты поступишь в ВУЗ – высшее учебное заведение, и, возможно, будешь жить уже не дома, а в общежитии. Или даже переедешь в другой город. Важно понять одну вещь: твои родители из-за этого очень переживают, у них тоже непростой период в жизни. Им приходится отпускать тебя от себя – и физически, и эмоционально. Представь, что ты близко дружишь с кем-то много-много лет, а потом твой друг начинает все меньше с тобой общаться, у него появляются свои интересы. Будешь переживать из-за этого? Вот и твои родители тоже. Ваши отношения меняются, они должны перейти в новое качество. Чтобы они продолжали оставаться теплыми и у вас сохранялся взаимный контакт, нужно стремиться проявлять терпение и уважение друг к другу. 

свернуть

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧАСТНИКАМ ОЛИМПИАДЫ!

развернуть

Олимпиада -  всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие.                                

Советы участникам олимпиад:

Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.                          

Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. 

Питание должно быть 3-4разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.

Рекомендации по заучиванию материала:

Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Как вести себя во время олимпиады:

Перед олимпиадой обязательно выспись.

Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.

За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.

Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.

Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано, а тебе нужно сделать тест и заполнить бланк.

Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.

Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!

Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ПОБЕДЫ НАД СТРЕССОМ

Бывают моменты, когда кажется, что все так плохо, что хуже уже некуда. И совсем не вериться, что «я смогу так же беззаботно смеяться, как раньше». Сможешь! Черная полоса в твоей жизни не навсегда. Но если ты не найдешь силы помочь себе, то без потерь не обойдешься. Ты рискуешь либо озлобиться и ожесточиться надолго, либо впасть в депрессию. Так что выбирай: тебе может помочь «доктор»- время, но ты можешь помочь себе и сам.

Главное - не копить дурные эмоции, не закупоривать их в себе. Если ты на что-то сердит, не подогревай свою злобу до такого состояния, когда внутри начнет работать «вулкан», т.к. он может «взорваться» в самое неподходящее время.

ПОМНИ! Только ты можешь изменить. Надо только этого захотеть.

ВЕРЬ, что жизнь тебя не оставит. Персидский поэт Низами формулирует это так: «за темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим!».

ПОЙМИ, что пережить твою неприятность можешь только ты, не перекладывай ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получиться. Прими случившееся, как неизбежное.

ПОДЕЛИСЬ с кем-нибудь своими переживаниями.

НАЙДИ «образец»: т.е. такого человека, который выстоял в подобной ситуации.

СДЕЛАЙ ВЫВОДЫ. Прими поражение как ценный урок, подаренный тебе жизнью.

СРАВНИ свою проблему с другими. На фоне других проблем, имеющихся у разных людей, твоя может показаться не такой значительной.

Постарайся сосредоточиться на том, что есть в твоей жизни хорошего.

Выполняй специальные упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

А еще старайся выглядеть, как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагай для этого соответствующие усилия (танцуй, занимайся спортом т т.д.)

Если все же чувствуешь, что у тебя недостаточно сил, не стесняйся ПРОСИТЬ ПОМОЩИ. Не надо этого стыдиться!

свернуть

Памятка по безопасному поведению для несовершеннослетних

развернуть

СЛЕДУЙ  ПРИНЦИПАМ  БЕЗОПАСНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

Предвидеть опасность!

По возможности избегать ее!

При необходимости - действовать!

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА УЛИЦЕ

Избегай прогулок в одиночестве в вечернее время и в малолюдных местах. Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но, ни в коем случае не провожай. Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе нужно предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.

Возвращаясь домой в вечернее время, сними все украшения, спрячь сумочку под одежду.

Для передвижения выбирай оживленные и хорошо освещенные улицы.

Постарайся идти рядом с семейной парой, пожилыми людьми, военными.

Избегай кратчайших путей (через парк, пустую автостоянку, спортивные площадки и пустыри).

Держи определенную дистанцию с людьми, проходя мимо подъездов и подворотен.

Обходи незнакомые компании и пьяных людей.

Если видишь тормозящую машину, отойди от нее как можно дальше.

Иди по тротуару со стороны встречного движения, тогда машина не сможет подъехать сзади.

В случае нападения беги к зданию с вывеской «МАГАЗИН», «МИЛИЦИЯ», «ВОКЗАЛ», «АПТЕКА», где может быть охрана или кнопка экстренного вызова ми­лиции.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

В пустом или незаполненном автобусе садись ближе к водителю.

Не засыпай и не отвлекайся во время движения, держись за поручни,

Если нет свободных сидячих мест, стой в центральном проходе, стой лицом в сторону движения или вполоборота.

Не стой около дверей, не высовывайся из окон во время движения.

Не оставляй свои вещи без присмотра.

Не храни деньги и ценные вещи в заднем кармане брюк, сумку придерживай рукой.

Садись и выходи из транспортного средства только после его полной остановки. Вы­ходи первым или подожди, пока схлынет толпа.

После выхода из салона подожди, пока автобус отъедет, а потом переходи улицу.

Стоящий автобус или троллейбус обходи сзади, трамвай - спереди.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Если толпа увлекла тебя, застегнись, спрячь под одежду выдающиеся концы шарфа, платка, громоздкие вещи - рюкзак, сумку - лучше выбросить.

Чтобы не упасть, следуй по направлению движения толпы, старайся быть в ее цен­тре.

Держись подальше от стеклянных витрин, стен зданий, деревьев,

Чтобы защитить себя от сдавливания, прижми согнутые в локтях руки к туловищу.

При падении постарайся подняться быстро: встань на четвереньки, выстави вперед опорную ногу, резко поднимись.

Если подняться не удается, подтяни согнутые в коленях ноги к животу, пригни голо­ву и закрой ее согнутыми в локтях руками.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА КОНЦЕРТЕ, СТАДИОНЕ

Наибольшая давка бывает перед сценой, так как все стремятся вперед.

Не вставай между динамиками, так как максимальный уровень звучания делает вос­приятие музыки невозможным и притупляет чувства.

Не занимай месть в углах зала, близко к стене или перегородкам между секторами, велика вероятность быть раздавленным.

В ожидании входа в театр или на стадион не приближайся к стеклянным дверям или ограждениям, к которым тебя могут прижать.

Если толпа побежала, постарайся избежать главной опасности - падения, встать бу­дет почти невозможно.

  1. ЕСЛИ ТЫ В ОБЩЕСТВЕ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ

Будь осторожен при знакомствах, не соглашайся идти в гости к незнакомцам, не вступай с ними в разговор.

Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обе­щая заплатить, отвечай «Нет!»

Не показывай посторонним людям наличие у тебя денег и ценных предметов.

Избегай большого скопления людей - толпы, очереди.

Не рассказывай о себе, о своих планах, о своей семье посторонним.

Не давай свой мобильный телефон незнакомым или малознакомым людям.

Умей сказать нет, если тебе предлагают совершить недостойный поступок, уговари­вают попробовать алкоголь, наркотики.

  1. ЕСЛИ ТЫ ОДИН ДОМА

Если звонят по телефону, не говори, что ты дома один и никого долго не будет. Если звонят в дверь и настойчиво просят открыть, не делай этого, даже если незнакомец представился полицейским.

Ни с кем не вступай в разговоры через дверь.

Помни, что ребенок не может расписываться ни в каких документах, это должны де­лать только взрослые.

Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.

Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площад­ки.

Уходя из дома, не забудь закрыть дверь на ключ.

Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ПОДЪЕЗДЕ, В ЛИФТЕ

Не входи с незнакомыми людьми в подъезд.

Если в подъезде находится незнакомый человек, сразу же выйди на улицу и подо­жди, когда в подъезд войдет кто-то из знакомых тебе взрослых.

Если на лестничной площадке нет света, позвони по домофону или телефону, чтобы тебя встретили.

Не открывай ключом входную дверь, если рядом находятся посторонние люди.

Не посматривай почту около ящика, сделай это дома.

Не входи в кабину лифта с незнакомыми людьми.

Если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что ты еще задержишься или живешь на втором этаже и пойдешь пешком по лестнице.

Если случилось, что приходится подниматься в лифте с незнакомым, повернись к нему лицом и встань около двери.

  1. ЕСЛИ ТЫ ОБЩАЕШЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ

Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего.

Никогда не говори, что ты дома один.

Если просят назвать адрес или сказать когда придут родители, не отвечай, попроси перезвонить позже.

Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя.

Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и обязательно сообщи родителям.

 

свернуть
поделиться в: