Виртуальный методический кабинет

X педагогический марафон «Профессиональное самоопределение – условие успешной социализации личности»

развернуть

22.10.2020

День работника специального образования

Учебное занятие по обслуживающему труду в 5 классе «Белорусская национальная кухня. Приготовление блюд белорусской национальной кухни»

На учебном занятии учащаяся, которая обучается по программе специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью познакомилась с такими блюдами белорусской национальной кухни, как «Яичница-глазунья», «Драники» и вместе со своими одноклассницами попробовала приготовить  такое национальное белорусское блюдо, как «Налистники с творогом»

 

День работника социально-педагогической и психологической службы

Занятие с элементами тренинга «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся»

На занятии классные руководители проработали следующие методы и приёмы, помогающие профессиональному самоопределению учащихся: упражнение «Колесо жизненного баланса», настольные игры «Профессия», «Калейдоскоп профессий», приёмы «Икигай» и «Фишбоун», метод «Работа с понятиями»


21.10.2020

День классного руководителя

Выставка рукоделия «Мамины чудеса»

Посетители выставки имели возможность увидеть изделия, сделанные руками их мам.  Были представлены работы, выполненные в самых разных направлениях: вязание крючком и спицами, вышивка атласной лентой, вышивка бисером, соломоплетение, декупаж, работы, сделанные из природного материала; изделия из газетной лозы.

Классное родительское собрание «Профессиональное самоопределение учащихся»

На собрании родители познакомились с содержанием учебного занятия по учебному предмету «Трудовое обучение» по профессии «Садовод», с содержанием факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию», посмотрели и обсудили видеоролик «Педагогические классы в Республике Беларусь», получили рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся и условиям поступления на педагогические профессии.


20.10.2020

День учителя-предметника

Учебное занятие по географии в 9 классе «Роль географии в современном мире»

На занятии учащиеся обобщили и систематизировали знания о взаимосвязи науки географии с другими науками на примере одного дня из жизни среднестатистического человека. В результате обсуждения презентаций и видеороликов «География и время», «Продукты, привезённые в Беларусь», «Метеостанция», «Национальная одежда народов мира», «Строительство домов», «Карты», «Первые учёные мира», «Навигация» учащиеся познакомились со многими профессиями.

 

Факультативное занятие «Введение в педагогическую профессию» в 8 классе по теме «Профессия моей мечты»

На факультативном занятии учащиеся познакомились с классификацией профессий по различным признакам, учились определять ведущие предметы труда, прошли тест по профориентации, применяли полученные знания для решения практических задач.

 

День молодого педагога

Педагогическая мастерская «Формы работы с родителями»

В результате проведения мероприятия молодым специалистам и учащимся педагогических классов были продемонстрированы такие приёмы и формы работы с родителями, как «Иллюзия», «Шкала приоритетов», «Мозговой штурм», «Дом», «Кроссенс», «Ключевое слово», что позволило  участникам повысить свою компетентность в области организации взаимодействия с родителями.

Занятие с элементами тренинга «Шляпа счастья»

На тренинге были предложены различные ситуации, а задача участников — найти в предложенной ситуации позитивные стороны, другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. В результате у участников тренинга формировались навыки позитивного восприятия мира, развивались навыки эмоциональной саморегуляции.


19.10.2020 

День школьного библиотекаря

Организована выставка  книг о профессиях «Компас в мире профессий», с которыми учащихся младших классов познакомили учащиеся педагогического класса. И организована выставка книг «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения», помогающая профессиональному самоопределению учащихся. На ней учащиеся познакомились со справочником абитуриента, визитками высших и средних специальных учреждений образования, республиканским ежемесячным журналом для школьников, их родителей, педагогов «Кем быть?», а также смогли провести самодиагностику «Для выбирающих профессию»

IMG_20201019_111940 IMG_20201019_123359 IMG_20201019_123711

 

свернуть

План мероприятий по организационно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения в государственном учреждении образования

развернуть

«Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф.Ф.Куликова»

 на 2020/2021 уч.г.

Цель: совершенствование системы работы по организационно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения в учреждении образования

Направления деятельности

Задачи

Ответственные в учреждении образования

Ответственные в учреждении образования

1.

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильного обучения

Цель: продолжить оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.

развитие у учащихся представлений  об образе своего «Я», о мире профессий и о современном рынке труда;

приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

обеспечение у учащихся успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности  (Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения  допрофильной подготовки учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения).

.

 

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;

оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;

оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах организации и осуществления  допрофильной подготовки;

отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;

формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Педагог-психолог

Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе

Зам. директора по учебной работе

Бухал О.П., педагог-психолог

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

Давыдова З.В., заместитель директора по учебной работе

 2.

Психологическое сопровождение учащихся в ходе допрофильной подготовки:

  проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе ими дальнейшей сферы деятельности;    

обработка и анализ результатов психодиагностики;

   осуществление «обратной связи» на основе анализа результатов диагностики,

     составление и реализация индивидуальных коррекционных программ (при необходимости);

       выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

 

Педагог-психолог

Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе

Бухал О.П., педагог-психолог

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

 

 3.

Организационно-методическое  сопровождение:

создание научно-методического совета, координирующего выполнение мероприятий плана, творческих групп,

повышение квалификации педагогических работников на базе МОИРО, АПО (педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников),

организация целенаправленной учёбы учителей в учреждении по повышению уровня их профессиональной компетентности,

изучение и распространение передового опыта учителей, родителей и учащихся по организации непрерывного педагогического образования и самообразования, по организации эффективной ориентации учащихся, в том числе на педагогические профессии,

регулярное информирование педагогов и родителей о новых ресурсах непрерывного педагогического образования учащихся, размещение на сайте учреждения актуальной педагогической информации,

публичная демонстрация успехов учащихся и учителей в рамках учреждения образования, района, обмен опытом, мыслями, предложениями,

организация внешнего и внутреннего консалтинга для педагогов, родителей и учащихся, целенаправленного сотрудничества с преподавателями УВО, в том числе педагогическими УВО,  педагогами, выпускниками школы, учителями-ветеранами, мастерами педагогического труда,

организация и проведение информационных и тематических  часов, исследовательских и творческих работ, проектов  и т.д.,

индивидуальная работа учителя с учащимися, которые интересуются предметом и склонны к педагогической деятельности, разработка для них системы заданий педагогической направленности, которые выполняются непосредственно на уроке и в внеурочное время с последующей рефлексией,

активное использование информационных и иных образовательных технологий,

участие педагогов в районных, областных, республиканских методических мероприятиях с целью обмена опытом,

написание педагогами школ методических рекомендаций по организационно-методическому обеспечению допрофильного и профильного обучения,

обобщение опыта собственной деятельности по организации допрофильного и  профильного обучения,

публикации опыта в информационных и научно-методических изданиях.

 

Зам. директора по учебной работе

  Зам. директора по воспитательной работе

Педагоги

Классные руководители

Руководители ШМО, РМО

Руководители районных ресурсных центров

Ляцкая Н.А., заместитель директора по учебной работе

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

 

 4.

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения

Цель: продолжить выявление, развитие и реализацию  профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной деятельности.

 

    психологическая диагностика учащихся на выявление уровня сформированности у учащихся представлений  об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности;

психологическая диагностика учащихся на определение характера ожиданий учащимися от специалистов в помощи и поддержке в профессиональном самоопределении;

консультационная работа с педагогами и  родителями, которая  призвана оказать им содействие в определении эффективных путей разрешения  совместно с учащимися трудностей  их профессионального определения,

корректировка субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»; 

методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности; 

аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся 3-й ступени общего среднего образования;

реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построения  индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;

расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;

повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

 

Зам. директора по учебной работе

Зам. директора по воспитательной работе

Педагог-психолог

Педагог социальный

 

Ляцкая Н.А., заместитель директора по учебной работе

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

Бухал О.П., педагог-психолог

Шайдуко Е.В., педагог социальный

 

 

 

 

 5.

Определение функций каждого субъекта образовательного процесса, осуществляющего психолого-педагогическое  и методическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

 

Директор

 

Капоченя С.В., директор

5.1. 

Директор учреждения образования:

изучает опыт организации допрофильной подготовки и профильного обучения;

анализирует имеющееся ресурсное обеспечение учреждения образования, необходимое для введения допрофильной подготовки и профильного обучения;

осуществляет стратегическое планирование допрофильной подготовки и профильного обучения;

вносит коррективы в локальные документы с учетом введения допрофильной подготовки и профильного обучения;

проводит информационную работу с педагогическим коллективом и родительской общественностью о значимости и целесообразности введения допрофильной подготовки и профильного обучения на уровне совещаний, заседаний, родительских собраний;

координирует усилия педагогических работников учреждения образования,  родительской общественности и учащихся по организованному переходу на допрофильную подготовку и профильное обучение;

осуществляет взаимодействие учреждения образования с профессионально-техническими, средними специальными и высшими учебными заведениями, предприятиями и организациями в целях построения эффективной системы организации профильного обучения;

обеспечивает общее руководство и контроль за процессом перехода на допрофильную подготовку и профильное обучение учащихся;  отслеживает результаты проводимой работы.

 

 

 

 

Директор учреждения образования

 

Капоченя С.В., директор

 

 5.2.

Заместитель директора по учебной работе

анализирует возможности кадрового потенциала для обеспечения  допрофильной подготовки и профильного обучения;

создает условия и обеспечивает профессиональную подготовку педагогов, осуществляющих образовательный процесс в профильных классах;

оказывает методическую помощь педагогам, учащимся и их родителям в совместном проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

создает условия для самоопределения учащихся в выборе факультативных занятий с учетом их интересов, склонностей и возможностей; 

осуществляет контроль за качеством преподавания учебных предметов в профильных классах и уровнем подготовки учащихся;

изучает и анализирует материалы мониторинга результативности  допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

готовит аналитические материалы по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

 

Заместитель директора по учебной работе

Давыдова З.В., заместитель директора по учебной работе

Ляцкая Н.А., заместитель директора по учебной работе

 5.3.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения  на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

 разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной подготовки учащихся;

проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого  начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности;

определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей  и возможностей учащихся конкретного профиля;

оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные  образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;

 осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально-значимых личностных качеств;

осуществляет мониторинг  личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);

содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся; поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности, в  освоении содержания предмета на повышенном уровне.

 

Педагоги, преподающие в классах допрофильной подготовки и профильного обучения

 

Классные руководители

 

 

Давыдова З.В., заместитель директора по учебной работе

 

 

5.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.6.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя в работе с классным коллективом и каждым учащимся:

изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет предпосылки к конкретным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся в успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;

формирует в классном коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

проводит  мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;

формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит учащихся эффективным приемам учебной деятельности; поощряет их успехи; оказывает помощь в адекватном применении каждым учащимся своих индивидуальных возможностей; оказывает помощь в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития  у учащихся полезных интересов и нравственных ценностей);

развивает у обучающихся навыки общения;

проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона,  выставок; проведение тематических конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

содействует получению учащимися дополнительного образования посредством создания системы кружковой работы, клубов, секций, объединений, организуемых как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;

осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;

проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с  выбором профиля обучения;

ведет карту личностного развития учащихся.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя в работе с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе:

проводит индивидуальные консультации с педагогами по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов; 

оказывает педагогам помощь в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;

привлекает педагогов к проведению совместных внеучебных тематических мероприятий.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя в работе с родителями учащихся:

организует работу родительского лектория;

проводит тематические классные родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы особенностей организации допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и семьи в выборе ребенком профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной картой региона, республики, перспективными профессиями и др.);

налаживает и поддерживает связи семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях; 

организует и проводит совместные тематические профориентационные мероприятия с учащимися и их родителями;

привлекает для профориентационной работы родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;

осуществляет индивидуальное консультирование родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», проявляющихся у учащихся профессиональных интересов и путях  их поддержания и развития.

 

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

Давыдова З.В., заместитель директора по учебной работе

 

 

 5.7.

Педагог-психолог,  при сопровождении допрофильной подготовки учащихся:

формирует у учащихся нравственное отношение к труду как генетически исходному виду деятельности, оказывающему большое влияние на психическое и физическое развитие человека, его здоровье;

формирует уважительное отношение к любой профессии;

знакомит учащихся с типами существующих профессий: «человек – техника» (Т); «человек – человек» (Ч); «человек – природа» (П); «человек – знаковая система» (З); «человек – художественный образ» (Х);

 выявляет различные аспекты профессионального самоопределения учащихся;

выявляет мотивы профессионального самоопределения учащихся;

проводит тренинги личностного роста.

 

Заместитель директора по ВР

 

Педагог-психолог

 

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

Бухал О.П., педагог-психолог

 

 5.8.

Педагог-психолог,  при психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения:  актуализирует процесс профессионального самоопределения;

формирует и развивает интерес учащихся к процессу профессионального самоопределения; к получению знаний о мире профессий; к освоению требований к профессии, к личности учащегося и направлениям профессиональной подготовки;

способствует повышению уровня развития психологической компетентности, возможностей самопознания, адекватной самооценки;

повышает уровень развития осознания своей индивидуальности и положительного отношения к собственному «Я», уверенности в своих силах;

формирует у учащихся потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;

формирует навыки анализа профессиональной деятельности и умения выделять требования профессии к специалисту;

формирует у учащихся навыки и умения сопоставлять требования профессии со своими индивидуально-физиологическими особенностями;

знакомит учащихся с возможными путями получения профессионального образования и формирует навыки выбора правильного пути в профессиональном самоопределении;

оказывает учащимся помощь в социальной и профессиональной адаптации;

психологически готовит учащихся к осознанному выбору профиля обучения;

 формирует у учащихся личные профессиональные планы на ближайшую и отдаленную перспективу;

подбирает диагностический инструментарий, адекватный цели и задачам профильного самоопределения;

проводит тренинги для личностного роста и расширения представлений учащихся о профессиональном самоопределении.

 

 

Заместитель директора по ВР

Педагог-психолог

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

Бухал О.П., педагог-психолог

 

 5.9.

Педагог социальный при психолого-педагогическом  сопровождении допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:    

оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования, СМИ, Интернета на профессиональное самоопределение учащегося;

организует экскурсии в разные учреждения образования, на предприятия  с целью ознакомления с профессиями;

участвует в создании региональных программ социального воспитания, проектирования микросоциума, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение учащихся;

организует социально значимую деятельность, оказывающую влияние на профессиональное самоопределение учащихся;

организует взаимодействие различных социальных институтов;

налаживает контакты с семьей, педагогами-предметниками, педагогами, исполняющими обязанности классного руководителя, и социальными институтами, оказывающими влияние на профессиональное самоопределение учащихся.

 

 

Заместитель директора по ВР

Педагог социальный

Классные руководители

 

 

 

Шух Е.О., заместитель директора по воспитательной работе

Бухал О.П., педагог-психолог

 

 

свернуть

3 января 2020 года в рамках работы ресурсного центра учителем 1 класса Панариной Татьяной Петровной для учителей начальных классов был проведён районный мастер-класс «Совсем неопасные безударные гласные»

развернуть