На заметку классному руководителю
При проведении классных часов, воспитательных мероприятий по тематике здорового образа жизни можно использовать образовательные видеоролики, созданные по заказу Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО https://iite.unesco.org/ru/news/639360-ru).
Видеоурок ко Дню Победы «Дорогами мужества»
Планы-конспекты для проведения занятий с учащимися в рамках правового марафона «Я и Закон»
Формы проведения воспитательных мероприятий
Планирование воспитательной работы в классе и её учёт
Формы и методы совершенствования профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования
Методические рекомендации по подготовке классного часа
Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы. Задачи классного часа – это тот результат, который планирует получить педагог. Задача – ступенька в общем движении к цели.
Классный час может проводиться в форме: классного собрания, воспитательного часа (час классного руководителя), экскурсии, тематической лекции, беседы (этическая, нравственная), диспута, встреч с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме), КВНа, интерактивной игры, игры — путешествия, театральной премьеры, психологических игр и тренингов, читательских конференций.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
- Определение темы и задач классного часа
- Определение времени и места проведения классного часа
- Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
- Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
- Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений работы педагога: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по плану: определение темы разговора с учащимися; формулировка целей и задач классного часа; подбор необходимого материала и оборудования; создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися; определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.
Каждый классный час неповторим и не всегда, целесообразно придерживаться определённой структуры. Всё зависит от содержания и формы проведения классного часа.
Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключительную. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, непосредственность должны сочетаться с жёсткими правилами поведения, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Иначе непринуждённость перерастёт в разболтанность, свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность.
Традиции в каждом классе конечно должны быть свои. Но не нужно забывать про основу – совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часу: с уважением относиться друг к другу, любое мнение заслуживает внимания, признаём право каждого на любой вопрос, у каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают, о своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Темы, содержание классных часов классный руководитель может определить тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). Формы классного часа могут быть самыми разными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют), работа по творческим группам.
Наиболее распространённая форма классного часа – этическая беседа. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, статьи из газет и т. п. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов. Основные этапы проведения этических бесед: сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни, объяснение приведённых фактов и их анализ при активном участии школьников, обсуждение конфликтных ситуаций, обобщение фактов, мотивация и формирование нравственного правила, применение усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Одним из способов быстрого генерирования идей является «мозговая атака». Этот вид деятельности может быть использован для решения конкретной проблемы в классе. Правила проведения мозговой атаки могут быть следующими: учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся; если какое-либо предложение ученика высказано неясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли; никого не заставляйте насильно высказывать своё мнение; объясните, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются; «Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны. В заключении рассмотрите все предложения учащихся, предложите их прокомментировать и оценить.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звёздный час», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «Счастливый случай», «Поле чудес» и др.
Советы по организации классного часа
• Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
• Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
• В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных вопросах, размышлять вместе с детьми и помогать им найти правильное решение нравственной проблемы.
• Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сенсаций и назидательности.
Классный час, или лучше его назвать час общения, играет большую роль в жизни обучающихся, если он интересно задуман и удачно проведён.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.